Авантитул :
(также фортитул или выходной лист) — первая страница книжного блока; обычно расположена перед титульным листом и содержит часть выходных данных: название издательства или издательскую марку, марку серии, эпиграф, посвящение и т.д.
(также фортитул или выходной лист) — первая страница книжного блока; обычно расположена перед титульным листом и содержит часть выходных данных: название издательства или издательскую марку, марку серии, эпиграф, посвящение и т.д.
собственноручная надпись или подпись; также — собственноручный авторский рукописный текст
составная часть конволюта, за исключением его начальной части
наборный шрифт латинской алфавитной системы, основанный на графике древнеримского капитального шрифта. Антипод готическим шрифтам и наследник ренессансного книжного гуманистического письма.
евангельские тексты, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.
форма книги, представляющая собой блок сфальцованных бумажных листов с односторонней печатью, склеенных со стороны сгиба. Характерная форма книг из Китая, Кореи и Японии
переплёт, корешок которого поделен на сегменты поперечными рельефными валиками-бинтами (от немецеого Binde — повязка). Под истинными бинтами скрываются шнуры или ремешки, скрепляющие книжный блок; фальшивые бинты используются как декоративный приём.
технология получения рельефного изображения на поверхности материала без использования краски, а также само это изображение. От нем. blind - слепой. Для блинтового тиснения используется горячий инструмент, поэтому рисунок блинтового тиснения отличается от фона более тёмным тоном и гладкостью. В средневековом переплёте блинтовое тиснение могло достигаться длительным вдавливанием штампов в увлажненную кожу без нагревания.
декоративное письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент, для чего используются приёмы сокращения, сближения букв и добавление к ним декоративных элементов. Также вязью называют сплетение двух или нескольких букв в составной знак или слитную группу знаков.
перевод или толкование непонятного (редкого, устаревшего или диалектного слова, расположенное прямо в поле текста или на полях.
вид латинского письма, господствовавший в XII-XV вв., для которого характерно преобладание вертикальных штрихов, вытянутость пропорций, изломанность форм, соединительные штрихи между буквами.
печатный оттиск с основы («доски»), на которой вырезан или нанесён рисунок. Также — вид искусства графики, включающий разнообразные способы нанесения изображения на основу и его перенесения на бумагу или другой материал.
книга, содержащая хоровые песнопения католической мессы.
разработанное в противовес неудобочитаемому готическому энтузиастами итальянского Возрождения, в том числе Франческо Петраркой, письмо на основе каролингского минускула с засечками, подобными римскому маюскулу. Это письмо также называли антиквой, поскольку его использовали для переписывания античных текстов.
способ отсчёта долготы, при котором нулевым считается меридиан, проходящий через остров Ферро (самый западный из Канарских островов), считавшийся прежде крайней западной точкой Старого Света.
особо оформленная внутренняя сторона крышки переплета, украшенная в различных декоративных техниках с применением различных материалов (кожи, пергамена, атласа, муара и других). От фр. doublure — подкладка.
тканевая прокладка, защищающая красочный слой изображения (миниатюры, гравюры и тому подобное). Прикрепляется на том же листе, где находится изображение, либо на противоположном листе.
рукописные дополнения, приобретённые преимущественно в процессе бытования экземпляра, за исключением помет и рукописных рисунков. Смотрите также: пометы.
небольшая орнаментальная или сюжетная композиция, выделяющая начало какого-либо раздела книги. Может быть чисто декоративной или включать название раздела.
техника ручного украшения, при которой мелкие металлические шарики напаивают на металлическую основу. Зачастую сопутствует скани.
круг времени в 15 лет, использовавшийся в Европе в позднеантичные и средневековые времена для датировки документов; при этом первый год круга называется первым индиктом, и так далее до пятнадцатого индикта.
(также буквица) — укрупнённая заглавная буква, помещаемая в начале текста книги или её раздела. В печатных изданиях может быть наборным или гравированным. Древнейший элемент декоративного оформления текста. Инициал может быть историзованным (содержащим сюжет), орнаментальным, филигранным (украшенным мелким графическим орнаментом из петель, точек, завитков).
в европейских средневековых рукописях формула текста, начинающаяся словом incipit (лат. - начинается) и содержащая имя автора и название произведения; также — начало текста в рукописной или первопечатной книге, служащие для его идентификации.
элемент крепления книжного блока к переплётным крышкам. В средневековом переплете каптал — поперечный кожаный, пергаменный жгут или верёвочный шнур на верхнем и нижнем концах корешка, пришитый к тетрадям блока и закрепленный в ребрах крышек. Обычно оплетался нитями или тонкими кожаными ремешками. В переплёте нового времени каптал — специальная лента или тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхние и нижние края корешка книжного блока и служащая для его укрепления и декоративного оформления.
способ ручного или машинного переплёта, который отличается от традиционного переплёта установкой более простого в обработке покрытия из картона. Также — сам переплёт, выработанный согласно этому способу, то есть вставкой блока в готовые цельнокартонные переплётные крышки.
декоративно оформленное в виде свитка, венка, щита и т. д. поле, на котором размещается символ или знак: родовой герб, эмблема, девиз и др.
красная краска, изготовленная из ртути и серы.
форма книги, представляющая собой блок отдельных, сфальцованных листов, скреплённый (склеенный, прошитый и т. п.) со стороны сгиба. Как правило, заключён в обложку или переплёт. Материалами служат пергамен, папирус, кора дерева, кожа, бумага, ткань. Форма кодекса вытеснила свиток, получив распространение в I–IV веках нашей эры. Доминирует и в настоящее время.
хлопчатобумажная ткань простого переплетения (миткаль) с крахмально-каолиновым покрытием, получила широкое распространение в переплетном деле во второй половине XIX — первой половине ХХ века. Коленкор с помощью специальных тиснений может имитировать другие материалы, например, кожу. Современный коленкор может иметь покровный слой из латекса, иногда с прозрачным нитроцеллюлозным лаком.
часть справочного аппарата книги: заголовочные сведения, помещённые над страницей с текстом. Может повторять название произведения или текущего раздела, имя автора, в словарях — первое и последнее слово страницы и т. д.
в рукописных и старопечатных книгах завершающий дополнительный текст на последней странице. Может содержать название книги, место и время её издания или переписывания, имя автора, издателя, писца, типографа. Иногда имеет декоративную форму (часто — треугольную).
краткое изложение основ какой-либо науки.
сборник, составленный владельцем из самостоятельных изданий и/или рукописей (аллигатов), переплетённых в один том.
очень краткое, в одну-две строфы, церковное песнопение, содержащее похвалу святому или выражающее сущность праздника. В древности был значительно более крупной формой; в современной литургии выполняет роль «предисловия» к более развёрнутым песнопениям.
небольшая орнаментальная или сюжетная композиция, выделяющая и украшающая конец какого-либо раздела книги. Иногда роль концовки выполняют последние строки текста произведения, которым придана форма геометрической фигуры (треугольника, чаши и т. д.).
экземпляр, имеющий корректурные знаки — условные обозначения, применяемые при редактировании печатного текста.
скорописный почерк латинского и греческого письма, использовавшийся в дипломатической, канцелярской и торговой переписке. Также — одно из начертаний типографского шрифта, отличающееся наклоном вертикальных штрихов букв примерно на 15 градусов вправо. Используется для выделения фрагментов текста; также позволяет печатать текст более плотно без существенной потери читаемости.
рукописная книга с иллюстрациями-миниатюрами.
тканая или плетеная тесьма, лента, шнур, прикрепляемая к верхней части книжного блока (корешку, капталу, переплётной крышке и другое) и вводимая внутрь блока в качестве закладки.
заметки или рисунки на полях книги или рукописи. Могут толковать непонятное слово или место в тексте (маргинальные схолии) или отражать мысли, возникшие у читателя в ходе чтения. В ранних кодексах могли служить для облегчения навигации по тексту.
знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, выпущенной этим издателем / типографом.
знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, взятой книгопродавцем на реализацию.
письмо, применяющее только буквы строчного начертания (в отличие от маюскульного письма, где используются только заглавные буквы). Среди прочих типов такого письма выделяют каролингский минускул, распространённый в Европе в VIII-XIII вв. — его отличают четкость и убористость.
богослужебная книга католической церкви, содержащая весь состав мессы, т. е. как то, что читалось и пелось в алтаре священниками, так и то, что читалось чтецами, иподиаконами и диаконами с амвона (чтения из Ветхого Завета, из Апостола и из Евангелия) и пелось клиром.
способ оформления переплета с помощью монтирования на поверхности крышек и корешка отдельных фрагментов декора из других материалов, рельефно выступающих над поверхностью покровного материала и сохраняющих, в отличие от элементов мозаики, относительную самостоятельность (например, нагрудные и наголовные знаки военной формы, металлические, костяные, гипсовые, коралловые барельефы, надписи из металлических букв и др.).
лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с нижней крышкой переплета так же, как и форзац, выполняет защитную функцию, служит элементом оформления переплета.
мягкая обертка, покрышка из бумаги, ткани и др. материалов, скрепляющая блок книги (брошюры, журнала) и защищающая его от загрязнения и разрушения. Как правило, обложка крепится непосредственно к тетради/тетрадям книжного блока.
поверхность торца книжного блока, обрезанного, как правило, с трёх сторон для выравнивания составляющих его листов. Различаются верхний, боковой и нижний обрезы. Может быть декоративно оформлен: позолочен, тонирован, раскрашен и т.д. На иллюстрации - обрез с раскраской.
богослужебная книга Православной церкви, содержащая последовательные песнопения для всех служб будничных и воскресных дней. Название восходит к византийской ладовой системе, известной как осмогласие: песнопения разделяются на восемь голосов (напевов), каждый из которых употребляется в течение одной седмицы.
прокладка из тонкой бумаги, защищающая иллюстрации.
картонная рамка или подклейка под гравюру, фотоснимок и тому подобное.
материал, изготовленный из специально обработанных шкур животных, употреблявшийся для письма и в переплётном деле. В неокрашенном виде имеет характерный желтовато-белый цвет. Лицевая (мясная) сторона пергамена отличается гладкой текстурой, оборотная (шерстяная) — бархатистой. В сравнении с бумагой отличается особой текстурой, упругостью и плотностью.
В профессиональной среде используется вариант "пергамен", заимствованный из латыни. В разговорной речи - вариант "пергамент", заимствованный из немецкого языка.
экземпляр, предназначенный для преподнесения в дар высокопоставленному лицу. Характеризуется индивидуальным оформлением, например, посвящением на переплёте или титульном листе (следует отличать от листа посвящения, имеющегося в каждом экземпляре тиража).
запись на книге, расположенная на нескольких последовательных листах; как правило, на нижних полях. Может быть вкладной (говорящей о вкладе — пожертвовании книги в дар) или владельческой (фиксирующей имя владельца).
тип почерка древних славянских кириллических рукописей. Отличается от устава меньшей строгостью начертания букв. Лежит в основе шрифтов русских старопечатных книг.
знаки библиотечной обработки, а также знаки, отмечающие что-либо в тексте (нотабене, пробы пера, подчеркивания, галочки, скобки, астериски и т. п.). Смотрите также: записи.
форма книги, представляющая собой совокупность отдельных листов (имеющих, как правило, узкую, удлиненную форму), сложенных друг надруга и имеющих сквозные отверстия по краям каждого листа, через которые протянут шнур, скрепляющий эти листы. Материалами служат пальмовые листья, кора гималайской березы, бумага.
ближайший предшествующий текст какого-либо списка рукописи произведения.
книга поэтических текстов псалмов (песнопений во славу Бога), приписываемых ветхозаветному пророку царю Давиду. Используется как часть обряда в западном и восточном христианском богослужении. Перевод Псалтири на славянский язык, по летописным источникам, был выполнен Кириллом и Мефодием. Также по Псалтири учили чтению.
форма книги, представляющая собой совокупность листов, склеенных между собой краями, последовательно, от конца предыдущего листа к началу следующего. В результате получается полотно, которое можно свернуть в рулон. Одна из древнейших форм книги. Материалами для свитка служат папирус, кожа, пергамен, бумага, ткань. В настоящее время употребляется для изготовления книг иудейской традиции и книг — художественных объектов.
техника ручного украшения, при которой тонкая металлическая проволока напаивается на металлическую основу.
тип почерка, при котором пишущий инструмент движется непрерывно. Характерна для документов делового характера.
преимущественно стихотворное песнопение, прославляющее память празднуемого святого или события.
дополнительная бумажная (тканевая, кожаная и др.) обложка поверх переплета (или основной обложки), закреплённая на нем только загибающимися краями-клапанами, для защиты переплета от повреждений, загрязнений, а также как элемент внешнего оформления и для рекламы.
владельческий книжный знак, расположенный сверху на переплете или другом покрытии книги.
толкования на полях, разъясняющие отдельные части текстов. Встречаются в античных (в основном греческих) и латинских (так называемые маргинальные схолии) рукописях. Авторов схолий называют схоластами.
перетёртый в порошок листовой металл, используемый в качестве краски.
нераспроданная часть ранее отпечатанного тиража книги, выпущенная в свет для активизации сбыта с новым титульным листом. От первоначального издания титульное может отличаться заглавием и выходными данными или только последними.
заглавный лист издания, содержащий сведения о произведении и выходные данные: заглавие и подзаголовок, имя автора и других лиц, принявших участие в работе над изданием, номера томов и выпусков и т.д. В свитках эта информация помещалась на ярлыке-титуле, привязанном шнурком. В ранних печатных изданиях роль титульного листа могли выполнять инципит(первые слова текста) и колофон.
богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны в порядке подвижных праздников и памятных дат годового цикла. Триодь цветная содержат песнопения от Пасхальной недели до следующего воскресенья после Пятидесятницы. Триодь постная — молитвословия на дни Великого поста, подготовительные к нему недели и Страстную неделю.
краткая песнь, в которой прославляется святой, раскрывается сущность праздника; также — отдельное молитвенное воззвание, содержащее законченную мысль. Одно из древнейших церковных песнопений.
чёткое геометрическое письмо древних славянских рукописей, в том числе глаголических. Буквы устава отличаются симметричностью, строгим начертанием, отсутствием наклона; между ними выдерживаются равные промежутки.
изображение или литеры из тонкой проволоки, которые напаивались на дно бумажной формы, чтобы на бумаге получился водяной знак. Время от времени бумажные мануфактуры меняли эти рисунки, благодаря чему исследователи могут датировать рукопись или печатное издание по бумаге.
бурые пятна неустановленного происхождения.
лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с верхней крышкой переплета и выполняющий защитную функцию.
иллюстрация в книге, помещаемая на левой сторона разворота титульного листа. Может содержать портрет автора, сюжетную или аллегорическую композицию, эмблемы и другие элементы. Появился в итальянских изданиях начала XVI в.: в более ранних книгах иллюстрации обычно помещались на титульном листе.
тип издания, в котором и текст и изображение выполнены в технике гравюры. В Европе появляется в XV в. В более поздние времена эта техника использовалась для народных и лубочных изданий.
переплёт, у которого крышки и корешок покрыты единым куском материала (кожи, ткани, бумаги и так далее).
экземпляр, поступавший в органы цензуры, имеющий рукописное разрешение цензора либо независимое от книги свидетельство цензурного комитета (билет) или свидетельство типографии. Также - экземпляры изданий, освобожденных от предварительной цензуры (с 1865 года), но разрешавшихся к выпуску только после изъятия указанных цензором мест (имеют номер; пометы цензора, выполненные синим или красным карандашом).
дополнительный лист печатного издания, иногда помещаемый перед титульным для защиты последнего от загрязнений и повреждений.
владельческий книжный знак, расположенный внутри книги, как правило, на форзаце, титульном листе, странице и тому подобное.
оттиск с печатной формы, выполненный в одной из техник гравюры (литография, шелкография и т. д.), являющийся произведением станковой художественной графики. Как правило — подписной, авторский экземпляр, имеющий коллекционное значение.